Тернии   Создатели   Кадры  
         Новая версия   Фантастика   Цензура   Миражи  
                  Пресса   Форум   В кинотеатрах  
На главную страницу  
Цензура

Фантастика должна быть или страшной или многозначительной

Начиная работу над "Москвой-Кассеопеей", Ричард Викторов просмотрел множество отечественных и зарубежных фантастических фильмов и был потрясен тем, что нигде не обнаружил и тени юмора. Герой фантастического фильма путешествовал, воевал, исследовал, он удивлялся и пугался, иногда позволял себе легкую усмешку героя, но никогда не смеялся.

В противовес традициям того времени, во всех фантастических фильмах Ричарда Викторова присутствовал юмор, но, если в космической дилогии для детей "Москва-Кассеопея, "Отроки во Вселенной" юмор прошел цензуру более или менее легко, то в "Терниях" чиновники и критики воспринимали юмор очень тяжело. Особенно сложно оказалось отстоять персонаж профессора Пруля с планеты Океан. Во времена строительства развитого социализма требование разумного осьминога называть себя не иначе, как "Ваша Грандиозность" выглядело вызывающе. Слишком сильна была аналогия с Брежневым и в манере поведения и даже во внешности. Чтобы не дразнить гусей, режиссер заменил обращение "Ваша грандиозность" на более мягкое "коллега Пруль". И все равно именно на Пруле спотыкался глаз чиновников.


Положительная героиня не может быть лысой

Работая над образом инопланетянки, Ричард Викторов хотел создать существо бесспорно странное и противоречивое. На роль Нийи была приглашена не актриса, а манекенщица Лена Метелкина (что привычно сегодня, но было весьма новаторски тогда). На первых пробах Лену снимали совершено лысой. Пробы вызвали бурю. Чиновники, курировавшие фильм, в один голос потребовали отрастить волосы на голове Нийи, мотивируя свое требование тем, что положительная героиня не может быть лысой. Специально для них был придуман крошечный белый парик, который надевался при рождении на всех клонов ученого Глана.


Дневники

Дневники и режиссерские сценарии Ричарда Викторова содержат то, что тщательно вырезали и маскировали в восьмидесятых. Тогда манера Викторова снимать качественно, а монтировать стремительно и насыщено воспринималась очень сложно.

В это трудно поверить, но в сюжете "Терниев..." нашли осуждение вторжения советских войск в Афганистан. Нийе, лысой по сценарию, пришлось делать парик, потому что "положительная героиня не может быть лысой" (есть фотопробы актрисы без парика). Огромные куски из фильма вырубались в связи с режимом социалистической экономии средств. Настоятельно рекомендовалось использовать исключительно советскую пленку "Свема", закрывая глаза на ее качество. И так далее и тому подобное...


Цитаты из дневников:

17 августа 1972 года (Москва-Кассиопея): В 15:00 собрались у Бритикова. Мы вышли с предложением о пролонгации на 10-15 дней. Мотив. Во-первых, на студии нет пленки, а та, что есть - бракованная...

Мне сказали: "Будете подавать рапорты о пленке? Ну, хорошо, если Вы так считаете, то начнем с ЭТОГО, хотя никто еще не начинал так съемочный период!"

18 апреля 1979 года (Тернии): Съемка в бассейне прошла хорошо, но опять вышли из строя четыре лампы, погорев под водой две минуты... Первый отсек сделан плохо... Чернота сделана бездарно. Все мажется, пачкается. Лампы горят, выходят из строя одна за другой. Приходится на ходу в воде создавать ощущение разрушенной Гайи. Кино не мыслимо без техники. А НИКФИ (Научно-исследовательский Кино Фото Институт) нам по сути дела сорвал съемки невесомости. Великое свинство - безответственность... Считаю, что то, что сняли без ЧП этот бассейн - удивительно. Испорченные лампы, плохой бокс для камеры без аккумуляторов, плохая краска в декорации и т.д. и т.п.

2 сентября 1980 года: Просмотр, которого ждали с 9:30 утра, состоялся. Было и плохое и хорошее. Вызывает беспокойство у начальства - есть аллюзии по насущным проблемам (Афганистан)...

4 сентября 1980 года: Получил заключение от имени Госкино и студии с двенадцатью пунктами переделок. Кое-что из области белиберды.

Богомолов: Все сцены сделаны опереточно: дед с Прулем и котом... - это за гранью. Что мы хотим? Все не эстетично и не привычно жанру.

14 октября 1980 года: Опять обсуждение в Госкино - САМОМУ НЕ ОЧЕНЬ... И пошло по углам шу-шу, шу-шу... Надоело!

30 октября 1980 года: В 15:00 были на ковре! Поправки!

Помни, Помни, Помни...! Помни: Человек, будучи порабощенным, не может быть счастлив!

29 января 1981 года: Кончена жизнь, жизнь кончена. Тяжело дышать. Давит.


Rambler's Top100
© 2001 Фильм.Ру - всё о кино   webmaster@film.ru