Тернии   Создатели   Кадры  
         Новая версия   Фантастика   Цензура   Миражи  
                  Пресса   Форум   В кинотеатрах  
На главную страницу  
Фантастика

Флайеры и роботы

Все фантастические фильмы Ричарда Викторова отличались необыкновенной правдоподобностью изображения. Практически каждая деталь продумывалась и рассчитывалась с привлечением экспертов из Звездного Городка и Института Проблем Управления: будь то техническое приспособление для стыковки двух космических кораблей разных цивилизации или одежда инопланетянина, прибывшего с официальным визитом на Землю. Удивительно, но многие вещи, придуманные для фильма, сегодня смотрятся современно и не режут глаз. Именно этот "чрезмерно щепетильный", по мнению киночиновников того времени, подход Ричарда Викторова к деталям позволил фильмам сохранять актуальность десятилетиями.

Очень жаль, что режим социалистической экономии средств убил массу невероятных находок, разработанных Викторовым для фильмов. Так из "Терниев..." исчез флайер (аппарат для околоземных передвижений, спустивший Нийу и профессора Лебедева с орбитальной станции на Землю). Исчезла часть фильма с карантинным пребыванием Нийи на орбитальной станции. Робот Бармалей из технологичной железяки превратился в надувного пупса из-за неспособности бутафоров выполнить заказ в точном соответствии с чертежами. Но главное... исчезла планета Океан.


Охота на хищника

По сценарию "Терниев..." экипаж корабля "Астра" сталкивается на планете Океан с серьезной проблемой. За время, проведенное профессором Прулем на Земле, на его родную планету напали опасные хищники. Кир Булычев и Ричард Викторов придумали настолько опасного хищника для несчастной планеты Океан, что и сейчас оторопь берет от безысходности при мысли о встрече с подобным существом. Была разработана технология съемок и изготовления хищников. До сих пор никто не смог даже приблизиться к задумкам Викторова в вопросе экранного воплощения невиданного опасного животного с чужой планеты. Обычно, бутафоры Голливуда идут проверенным путем, увеличивая в масштабе насекомых и бактерий. Но может ли сравниться гигантская вошь с подводным чудовищем, проявляющим чудо маскировки в опасных глубинах Океана?

Часть с охотой на океанских хищников должна была стать самой зрелищной в "Терниях", но ее сократили из соображений экономии средств (которые, кстати, учитывали эту съемку). Чиновники от кинематографии сэкономили "для государства" на "Терниях" приличную сумму, сократив в ходе съемок утвержденный "наверху" бюджет фильма с пяти миллионов до двух.


В моей смерти прошу винить НИКФИ (Научно-исследовательский Кино Фото Институт)

Наиболее эффектные кадры фильма - это исследование разрушенного инопланетного корабля с лабораторией по клонированию человекоподобных существ. Этот эпизод снимали в декорациях, установленных на дне бассейна. Такой ход позволил добиться весьма реалистичной картины невесомости. Эпизод в лаборатории Глана и сегодня смотрится весьма эффектно, никто сейчас уже и не вспоминает об опасности, которой подвергали свою жизнь все, кто участвовал в его съемке.

Специально для этой съемки в лаборатории НИКФИ были заказаны осветительные приборы для работы под водой. Предполагалось, что гидроизоляция этих приборов будет на высоте, однако, к ужасу группы, лампы начинали рваться практически сразу после попадания на них воды. Эпизоды в фильмах ужасов, где героев поджаривают в ванной путем закидывания в воду электрических приборов, кажутся детскими игрушками по сравнению с тем, что испытывали актеры и операторы, погружающиеся в воду, заполненную десятком ламп высокой мощности, которые рвались с периодичностью одна лампа в 30 секунд.

Научные консультанты, работавшие на картинах Ричарда Викторова, сразу предупредили его, что привычная сигарообразная форма межпланетных кораблей обречена. Основываясь на секретных разработках советских ученых, Ричард Викторов посадил русских исследователей XXIII века на космический корабль в форме летающей тарелки. Это было непривычно и смело: до Викторова на летающих тарелках в кинематографе летали только инопланетяне. Кстати, институт, консультировавший тогда Викторова, построил таки действующий образец летающей тарелки.


Экологическую катастрофу снимали в СССР

На первый взгляд, снять пейзаж далекой планеты Десса, умирающей от экологической катастрофы, было непросто. Однако, как оказалось, в СССР того времени была масса мест, которые поражали воображение своими предсмертными пейзажами. Так что особенно тратиться на организацию съемок не пришлось: экологическую катастрофу снимали в Исфаре (Таджикистан), а пещеры Дессы в катакомбах Китай Города. Впоследствии, зрители всей страны узнавали в фильме "родные просторы". Москвичи, например, свято верили, что Дессу снимали в Капотне.

Игорь Можейко (Кир Булычев) и Ричард Викторов хотели поместить в заключительных титрах фильма фразу: "Все пейзажи умирающей планеты Десса сняты на территории СССР". Надо ли специально говорить, что этот титр вырезали в Госкино первым.


Rambler's Top100
© 2001 Фильм.Ру - всё о кино   webmaster@film.ru