Тернии   Создатели   Кадры  
         Новая версия   Фантастика   Цензура   Миражи  
                  Пресса   Форум   В кинотеатрах  
На главную страницу  
Новая версия

Зов крови (сын за отца)

Когда продюсер киностудии "М-Фильм" Михаил Косырев начинал проект по восстановлению фантастических фильмов Ричарда Викторова, он еще не знал, что будут трудности с поиском исходного материала. Он знал, что если и существуют фильмы, которые можно восстановить так, что бы люди снова пошли на них в кино, то это "Отроки..." и "Тернии..." И дело было не только в том, что эти фильмы пользовались в свое время оглушительным успехом.

Фильмы совершенно не содержали коммунистической пропаганды, были абсолютно новаторскими, психологически выверенными и относились к той категории, которую продюсеры во всем мире с придыханием называют "семейное кино". То есть то кино, которое собирает самые оглушительные аудитории.

Что бы сделать фильмы Викторова современными им надо было добавить объема. То есть практически заново переписать звук. А сделать это мог только сам Ричард Викторов. Но...

Но Ричард Викторов умер. Восстанавливать фильм "Через тернии к звездам" взялся режиссер Николай Викторов (сын Ричарда Викторова). Это был практически идеальный вариант, который устроил всех. Николай, проработавший последние 15 лет в системе кино- и теле-производства, с современными технологиями знаком не понаслышке. Кроме того, именно он знает все тонкости и хитрости фильма, позволяющие не только качественно восстановить его, но и вернуть на место часть весьма эффектных сцен, не вошедших туда по разным причинам.

Вот тут то и выяснилось, что вдова режиссера актриса Надежда Семенцова-Викторова (умерла от гриппа 19.02.2001) вот уже двадцать лет хранит дневники, режиссерские сценарии и срезки не вошедшие в фильмы.

Стало понятно, что в ходе работ над картинами можно восстановить не только изображение и звук, но и авторский монтаж фильмов. Это было настолько заманчиво, что практически все, от кого зависел проект, увлеклись этой идеей. Киностудия им. Горького передала авторские права, Министерство Культуры Российской Федерации выделило средства и гарантировало масштабную поддержку. Было решено не просто восстановить фильм, а в полном соответствии с современными возможностями кинопроизводства создать новую (авторскую) версию знаменитой фантастической картины.


Фильм под дождем

"Решив восстанавливать "Тернии...", - рассказывает Михаил Косырев, продюсер М-Фильма. - "Мы думали, что основные проблемы будут связаны с поиском финансирования. Однако, первые же недели работы с проектом показали, что недостаток средств - это цветочки... Первой ягодкой стало письмо из лаборатории "Мосфильм-колор", в котором говорилось, что состояние промежуточного позитива таково, что восстановить его качественно не представляется возможным... Шок от этого известия еще не прошел, когда пришло следующее сообщение - раздельной записи звука для "Терниев..." тоже нигде нет".

Легко представить, что испытывал продюсер при виде холодного ангара, забитого раритетными фильмами. Однако, за кадром остались эмоции спецов из Совэкспортфильма. Остается только догадываться, какими словами выражали они свои чувства, когда в результате приватизации, "новые хозяева" у Совэкспортфильма отобрали склад и быстренько выбрасывали под дождь тысячи коробок с фильмами.

Тогда был совершен героический переброс фильмов под крышу. Никто и предположить не мог, насколько сложными и затянутым окажется вопрос выделения под хранилище подходящего помещения.

Поиски копии фильма, пригодной для восстановления продолжались почти месяц и только благодаря "Совэкспортфильму" качественная пленка была-таки найдена. Холодной зимой 2001 года продюсер нашел 70-мм копию фильма в промерзшем ангаре, куда "Совэкспортфильм" вынужден был перевезти все свои фонды. К счастью мороз и влажность не успели уничтожить фильм и именно эту копию взяли за основу при восстановлении.

- Из неисчислимых гор с шедеврами советского кино мы выбрали 15 коробок с пометкой "Через тернии к звездам" - продолжает Михаил Косырев. - И мы были рады, что успели спасти хотя бы один фильм.

Оказалось, что эталонная копия фильма, записанная на пленке 35 мм, не сохранилась. Следы ее терялись в недрах Совэкспортфильма. Это обстоятельство заметно усложнило проект и привело к значительным дополнительным затратам. На Мосфильме нам приходится совершать подвиг, что бы перевести фильм с пленки 70 мм (эта копия сохранилась) на общепринятый сегодня формат 35 мм.

Директор ММ-Кино (дочерняя фирма Госфильмофонда) Александр Мелех так комментирует факт исчезновения эталонной копии фильма: "Скорее всего фильм был нелегально продан еще в начале девяностых. Именно тогда "бесследно пропали" лучшие наши фильмы".


Dolby

Не так то просто записать новый звук к старому фильму. Очень часто невозможно достичь настоящей глубины просто потому, что старые фильмы снимались под плоскость и моно звук. Изображение раритетных лент топчется в середине экрана, не давая звуку распространиться по зрительному залу: немного эха, и шум дождя... Именно поэтому, многие режиссеры, берясь за восстановительные работы, звук не переписывают (немного почистят и ладно). Это называется mono dolby (звучит так же глупо, как "космический корабль на дровах").

Фильмы Ричарда Викторова решили записывать по всем канонам Dolby Digital. Картины сняты так, как будто режиссер предвидел появление объемного звука. Просто грех не воспользоваться этим и не наполнить фильмы объемом: хлюпанием воды и шарканьем ног за спиной Нийи в пещерах на планете Десса, пролетом космических кораблей, пением птиц и шумом моря на Земле. Для записи шумов использовались современные методы моделирования звука

Актеров решили писать по совершенно новой методике, имитирующей запись звука при съемке. Движущиеся микрофоны, позволят очень точно воспроизводить изменение звучания голоса в зависимости от движения персонажа в кадре. И хотя исчезновение речевой фонограммы фильма значительно увеличило бюджет, но возможно, именно эта потеря позволила наполнить фильм, в прямом смысле, по-настоящему современным звучанием.

Ричард Николаевич не мог тогда не принимать во внимание мнение "сверху", но он оставил записи, по которым сегодня заново монтируется фильм "Через тернии к звездам". "Я знаю как он хотел это снять и смонтировать. - рассказывает Николай Викторов. - Проще было работать с монтажом, но кое-что и со съемками удалось поправить на графических станциях. Удалось убрать грязь, вызванную бессилием инженерных служб... Фильм получается очень насыщенным, динамичным и удивительно современным".


Новая пленка

Для начала предстояло восстановить то, что сохранилось. Широкая пленка (Свема 70мм) с фильмом была доставлена на студию Мосфильм-Коллор. Что бы восстановить умирающее изображение и перенести его на пленку современного качества (Кодак 35мм), здесь изготовили специальное оборудование, способное работать на стыке двух форматов. Стоимость изготовления этого оборудования повергла продюсера проекта Михаила Косырева в ужас. Сегодня, когда работы над фильмом завершены, Михаил утешает себя мыслью, что внес неоценимый вклад в киноиндустрию России.


Новые съемки

Первоначальная стоимость производства фильма "Через тернии к звездам" была равна пяти миллионам рублей. Однако, было бы наивным полагать, что в восьмидесятом году чиновники не постарались бы эту сумму сократить. В принципе, режиссер Ричард Викторов на это рассчитывал, но мог ли он предполагать, что сумма сократиться вдвое. Урезанный бюджет урезал и изображение. В 2001 году именно срезанные эпизоды было решено доснять. Для этого использовались старые костюмы, сохранившееся на студии им.М.Горького. Оператор-постановщик новой версии "Терниев..." Шандор Беркеши считается сегодня одним из самых опытных операторов. Для того, что бы идеально вписать новые куски в старое изображение он использовал специально подобранную пленку, возраст которой обеспечивал размытость картинки, характерную для восстановленного изображения. Все новые эпизоды подгонялись по цвету, а уже затем обрабатывались на графических станциях студии "Парадокс+".


Новый монтаж

Несмотря на то, что в новую версию "Терниев..." вошло много неизвестных эпизодов, продолжительность ее сократилась почти на 20 минут, что, кстати, позволило ее идеально вписать в формат современного кинопроката. Такое резкое уменьшение метража фильма было достигнуто за счет увеличения динамики изображения. Образно говоря, режиссер подрубил хвосты большинству эпизодов фильма. Так же были безжалостно сокращены инородные сцены, вписанные в фильм "по настоянию партии и правительства".

Новая версия фильма сначала была собрана на компьютере и только потом перенесена на монтажный стол, где режиссер и монтажер работали с пленкой. Такая технология пока еще мало применяется в России, однако хорошо знакома специалистам процветающих западных киностудий, она более чем втрое сокращает время работы с пленкой.


Новые спецэффекты

Из дневников Ричарда Викторова видно, что самую большую головную боль при съемке "Терниев...", он испытывал работая со спецэффектами. Несовершенство оборудования и недостаток средств превращали хорошие идеи в фарс. Например, робота-исследователя со спасательной станции Астра бутафор вопреки эскизам сварил из жестяных ведер, чем привел режиссера и художника в бешенство. Нового робота изготавливали в таком режиме срочности, что ни о какой правдоподобности речь уже не шла (без жестяных ведер на голове и ладно). Новая версия "Терниев..." такими ляпами не грешит. Космопорты, межпланетные корабли, телепортации и движения биомассы прорисовывались на графических станциях студии "Парадокс+". Почти 3 месяца пятеро художников студии рисовали и вписывали спецэффекты в изображение фильма.


Rambler's Top100
© 2001 Фильм.Ру - всё о кино   webmaster@film.ru